Замолчал динамик. Кто виноват и что делать.

Читать прежде чем создавать темы типа "Сгорел динамик" или "Не работает сабвуфер". Обилие похожих тем показывает, что культура применения динамиков и АС нашими гражданами оставляет желать лучшего. С одной стороны это следствие общего снижения качества образования, с другой - результат распространения самого безумного маркетинга. Начнём с начала. Когда появляется задача озвучить нужное место с желаемым звуковым давлением, то возникает вопрос выбора компонентов. Если этот выбор будет сделан правильно, то никаких проблем в дальнейшем не произойдёт. Если же проблемы возникают, то виноват тот и только тот, кто этот выбор осуществлял. С первым вопросом (кто виноват) разобрались, второй несколько сложнее. В последнее время распространилось множество различных способов измерения и оценки различных параметров в т.ч. мощности и давления. Поэтому возможны различные нестыковки и недопонимания. Настоящие специалисты пользуются классическими, правильными методами, дилетанты самыми разнообразными, по методу оценки всегда можно отличить профессионала от любителя. Когда необходимое давление невелико, можно не думать о надёжности, о мощностях и их измерении, но когда давление нужно приличное (более 110 дБ) стоит задуматься. Прежде всего о терминологии. Начнём с давления. Все слышали, что взлетающий реактивный истребитель создаёт давление 130 дБ, а 140 болевой порог. Автор этих строк служил когда-то в ВВС и хорошо знаком с ощущениями возникающими при 130-ти. Наслаждаться музыкальным произведением с таким давлением нереально. Тем не менее существует множество граждан утверждающих, что у них в авто создаётся давление более 150-ти дБ и они при этом спокойно сидят и в такт качают головами. При этом все знают (никто не оспаривает) простую закономерность: увеличение подаваемой мощности в два раза приводит к увеличению создаваемого давления на 3 дБ. Соответственно увеличение мощности в тысячу раз увеличивает давление на 30 дБ, а в десять тысяч раз на 40 дб. Получается что если поверить в то, что у членов клуба 150+ мощность усилителей 10 кВт, то на одном Ватте у них 110 дБ. Т.е. они утверждают, что создали систему с невероятной эффективностью, а серьёзные и заслуженные мировые производители до сих пор ничего подобного создать не смогли и их системы создают такое давление на мощностях близких к максимально допустимым. Если принять во внимание, что чувствительность динамиков в системах членов клуба 150+ обычно около 80 дБ (максимум 85), а как все знают чувствительность - это давление создаваемое ГД при подаче на него мощности 1 W, становится непонятно зачем они приписывают себе лишних 25-30 дБ. И самое главное: откуда они, эти лишние дециБеллы берутся, если это не простая приписка. Потому что если взять динамик и померить его в соответствии с ГОСТом, то он на одном Ватте покажет то, что и положено - 80-85 дБ, если поставить его в тот ящик, в котором он будет потом эксплуатироваться, то ничего не изменится (всё те же 80-85). Рассказывать же будут про 150. 60 дБ - это 1 МегаВатт. Поверить в МегаВатты подаваемой мощности невозможно даже при наличии самой буйной фантазии, а если предположить килоВатт, то получатся всё те же 110-115. Кстати большинство серьёзных производителей профессиональных АС указывают максимальное давление создаваемое ими, практически все укладываются между 110-ю и 120-ю дБ, но применяют они гораздо более чувствительные динамики и у них всё сходится. Если же взять самый крутой авто сабвуфер и подать на него один Ватт, то его почти не будет слышно, т.е. выйдет из него всё те же 80-85 дБ, ни о каких 110-ти дБ и мечтать нельзя. Всё это обман. Почему же динамик молчит, а не создаёт переменное давление в простонародье именуемое музыкой. Или не молчит, но то, что он издаёт не устраивает слушателя. В большинстве случаев из-за того, что ранее его поставили в несовместимые с его жизнью условия. Случаи механического повреждения рассматривать не будем, рассмотрим случаи подключения к различным устройствам выдающим ток и напряжение, которые и послужили причиной неудовлетворительной работы или даже сгорания динамика. Как известно динамик изначально предназначен для подключения к различным опасным устройствам типа усилителей, это как секс, он вроде как бы нужен, но всё то, что доставляет удовольствие или опасно или запрещено или осуждается обществом. Так как же подключить динамик чтобы и удовольствие от прослушивания получить и не залететь на бабки (на ремонт или покупку нового)? Теперь про мощность. Те же самые производители проф. АС рекомендуют использовать их с усилителями мощностью 1-2 кВт (RMS), причём когда килоВаттов два, то в АС обычно стоит пара самых мощных восемнашек с 4" катушками. Все вопросы к любителям автомобильных мегасабвуферов с 2.5-3" катушками по поводу выдерживания ими мощности в 10 кВт остались совсем без ответов. Собственно вопрос простой: почему по их мнению дураки-производители для озвучивания стадионов ставят в свои восемнашки по 500-600 Вт, и никак не хотят применять 10-ти килоВаттные двенашки? Ответ так же прост: это разные мощности. Все видели 2-5 кВт музыкальные центры и там действительно можно намерить эти килоВатты, всё дело в способе измерений. Тут, как и везде есть один правильный способ и много других. Как не трудно догадаться все специалисты пользуются правильным. Способ измерения имеет и обратное действие: если известно какими цифрами оперирует собеседник всегда можно сделать вывод о его способе измерений, а из него - об уровне понимания вопроса и об образовании. Как же определить какую реальную мощность можно подать на выбранный динамик. Ответ прост: подать можно любую, а сколько динамик проработает - зависит от того, насколько поданная мощность соответствует конструктиву динамика, поскольку полне очевидно, что мощность определяется конструктивом, а не фантазиями маркетологов и дилетантов. Поэтому посмотрев на конструкцию можно с достаточной точностью эту мощность определить. В первую очередь надо смотреть на диаметр катушки и толщину фланца. Чем больше - тем больше мощность.